foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Tel.
office

Спринтхост

 

Идеальный выбор начинающих и небольших сайтов

Партнеры

Жизнь растений

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ ВООБЩЕ И ОВОЩНЫХ РАСТЕНИЙ В ЧАСТНОСТИ

Солнечный свет, падая на любые предметы, частью отражается от них, частью проходит через них, а частью поглощается ими. В последнем случае свет превра­щается в тепло, или в химическую энергию.

Превращение солнечной энергии в тепло мы можем наблюдать повседневно: камни, • почва, вода, дерево и, прочее под влиянием солнечных лучей нагреваются, а от почвы и воды нагревается воздух.

Превращение солнечного света в химическую энергию происходит при падении его на зелёный лист растения.

 

Благодаря превращению солнечного света в химическую энергию зелёное растение разлагает углекислый газ воздуха, поглощаемый зелёным листом, на кислород и углерод. Поглощение углекислого газа происходит через мельчайшие, различаемые в микроскоп отверстия, назы­ваемые устьицами. При разложении углекислого газа кислород выделяется обратно в атмосферу, а углерод соединяется с водой растворов, поглощаемых корнями из почвы, в результате чего образуются сахар, крахмал, клетчатка и другие вещества, называемы» углеводами (т. е. образовавшиеся из углерода и воды), а из этих последних и солей растворов образуются белки, кислоты, спирты, эфиры и другие сложнейшие соединения, кото­рые мы встречаем в листьях, стеблях, корнях, клубнях, луковицах, кочанах, корнеплодах, в сочных, сладких, ароматных плодах и семенах.

В зелёном растении, строящем свои органы при по­мощи даровой солнечной энергии из даровых материа­лов — углекислоты воздуха и растворов почвы, совер­шается самый замечательный процесс на земном шаре, обусловливающий существование всего животного мира и человека. Солнечный свет, используемый зелёным ра­стением, является первоисточником жизни на земле.

Чем полнее и совершеннее растение использует сол­нечную энергию, тем выше его работоспособность, тем больше урожай и выше его качество. Вся система стаха­новской агротехники имеет своей целью самое полное и совершенное использование зелёными растениями сол­нечной энергии.

Наукой доказано, что наиболее полное использование солнечной энергии зависит от свойств растений и от об­становки, которую создаёт для них человек, т. е. от ко­личества и сочетания тепла, света, пищи, воды, воздуха, которое требуется различными культурными растениями на разных этапах их развития, от посева до созревания урожая.

Удивительный процесс использования зелёным расте­нием даровой солнечной энергии и даровых матери­алов — углекислоты воздуха и растворов почвы — совер­шается одновременно с ростом растения. Из крошечного семени появляются небольшие всходы, которые сначала медленно увеличиваются в размерах, а затем всё быстрее образуют мощную корневую и надземную системы, фор­мируют органы отложения запаса веществ, цветут и пло­доносят.

Чтобы осмыслить стахановскую агротехнику, необхо­димо познакомиться с важнейшими жизненными про­цессами в растении.

У всякого . растения вначале сильнее растут корни. Рост корней в первые дни жизни растения происходит за счёт запасов семени. Семя капусты при прорастании, до появления ростков над землёй, теряет три четверти своих запасов. С появлением на дневную поверхность зелёных семенодолей и затем настоящих листьев про­дуктивность роста корней зависит от количества образо­ванных в листьях углеводов, белков и прочих веществ, которые по сосудам распределяются по всему растению и в том числе направляются к корням. Если корни ли­шить притока этих веществ, то подача ими растворов к листьям резко уменьшается, а затем совершенно пре­кращается, и растение погибает. Так бывает, когда в коре стебля рассады капусты развивается грибок, кото­рый перехватывает все питательные вещества, вырабо­танные листом и направляемые к корням. Стебель рас­сады приобретает буровато-чёрный цвет, и рассада гиб­нет, у неё образуется так называемая «чёрная ножка».

Равным образом, если корни не будут подавать ли­стьям растворов солей из почвы, образование углеводов в листьях (ассимиляция) резко уменьшается, а затем прекращается, и растение гибнет.

Следовательно, рост корней зависит от продуктивно­сти работы листьев, а продуктивность работы листьев — от работы корневой системы. Вот почему нам необходимо, с одной стороны, обеспечить растениям достаточный до­ступ света, не допускать чрезмерного сгущения и зате­нения их" друг другом и в особенности сорняками, сле­дить за сохранностью листьев, не допускать уничтоже­ния и порчи их насекомыми и болезнями, а, с другой стороны, создать в почве достаточные запасы растворов солей в благоприятном разбавлении (не слишком креп­кие) и составе.

 

Все живые организмы *— и животные и растения — дышат. При дыхании происходит разложение, как гово­рят, сжигание углеводов и других веществ одновременно с выделением углекислого газа, воды и образованием тепла. Чем сильнее рост растения, чем моложе орган растения, чем выше температура окружающей среды, тем сильнее дыхание. Дыхание сопровождается тратой части веществ, образованных зелёным растением на свету, и сопровождается выделением энергии. Эта энер­гия необходима растению для роста, испарения, передви­жения растворов и т. д.

Дыхание происходит и днём и ночью. Но так как ночью происходит только дыхание, а днём и дыхание и ассимиляция, то убыль веществ бывает особенно за­метна ночью. В среднем растение за ночь расходует по­ловину веществ, образованных днём. Картофель при ночной температуре в 20° за ночь расходует 54% этих веществ, а при ночной температуре в 29° расходует за ночь 94%. Следовательно, только 6% веществ, образо­ванных днём, может быть использовано растением на ростовые процессы. Таким образом, рост и развитие ра­стения, а в конечном счёте урожай, зависят от силы асси­миляции и размера потерь при дыхании.

Сила ассимиляции, способность растения использо­вать солнечную энергию, в высшей степени зависит от условий подачи корнями необходимых растворов солей.

Растение может получать соли лишь из очень разбав­ленных растворов, в которых содержание солей не пре­вышает 0,1%. Вследствие этого растение принуждено поглощать вместе с солями громадное количество воды, во много раз больше, чем это нужно для образования углеводов. Избыток воды растение отдаёт в окружаю­щую атмосферу путём испарения. Испарение происходит тем сильнее, чем. суше воздух, чем выше температура воздуха, чем сильнее солнечное освещение, чем силь­нее ветер, чем моложе органы, в частности, листья ра­стения. Ввиду испарения температура листа падает. Так, температура листьев разных сортов картофеля в днев­ные жаркие часы бывает ниже температуры окружаю­щего воздуха на 4—19°. Испарение, создавая недостаток воды в тканях листа, способствует засасыванию раство­ров корнями растений из почвы.

При чрезмерном испарении, когда корни не успевают или не могут извлекать воду из почвы, вследствие исто­щения запасов её, наступает завядание, а затем гибель растения.

Таким образом, в растении протекает ряд процессов, тесно связанных друг с другом: ассимиляция, поглоще­ние корнями воды и растворённых в ней солей, дыхание, испарение. Расстройство или ненормальное течение того или иного процесса неизбежно сказывается на росте и развитии растения, на его урожае.

Задача агротехники овощных культур в конечном счёте сводится к тому, чтобы создать такие условия в отношении тепла, света, влаги, пищевого режима, чтобы овощное растение использовало сочетание этих условий наиболее продуктивно.

Чтобы добиться стахановского урожая овощей, необ­ходимо знать требования различных овощных растений, особенности и темпы их роста и развития и, наконец, их размеры и требования к площади питания. Мы должны познакомиться с требованиями овощных растений с тем, чтобы научиться удовлетворять эти требования, чтобы рост и развитие растений происходили безостановочно и с наивысшей продуктивностью.

Прежде всего, скорость роста и развития овощных растений зависит от количества тепла. Овощные расте­ния по отношению к теплу делятся на две резко отли­чающиеся группы: на требовательные к теплу и холодо­стойкие.

К требовательным к теплу растениям относятся огурцы, дыни, арбузы, тыквы, кабачки, томаты, перцы, баклажаны, фасоль, кукуруза. Эти растения не только не могут переносить в течение нескольких дней темпера­туры ниже 1—2° мороза, но гибнут при длительном по­холодании с установившейся температурой в 5—7° тепла, особенно если похолодание сопровождается сырой, до­ждливой погодой. Они растут более или менее удовлетво­рительно при температуре выше 15° тепла. Таких дней, не прерываемых заморозками, под Москвой в сред­нем 70^-75.

Цветение и плодоношение огурцов, тыкв, дынь, арбу­зов, томатов и других лучше всего происходят при тем­пературе в 20 —25° тепла.

К холодостойким овощным растениям относятся: все виды и сорта капусты, брюква, репа, редька, редис, мор­ковь, петрушка, пастернак, укроп, свёкла, шпинат, салат, лук репчатый, лук-порей, чеснок, лук-батун, шннтт-лук, ревень, горох, конские бобы.

 

Эти растения могут неделями, месяцами (под снегом) переносить температуру в минус 1 - 2°, а кратковре­менно — заморозки до 5—7°. В отдельных случаях они переносят заморозки до 10—12°. Лучше всего эти расте­ния растут при температуре в 15—17° тепла. Наоборот, при температуре выше 25° тепла, особенно при засушли­вой солнечной погоде, они развиваются хуже.

Многие холодостойкие растения хорошо зимуют в условиях средней полосы СССР. Таковы лук-батун, шнитт-лук, лук-порей, ревень, пастернак, чеснок. Удовле­творительно, а в некоторых случаях хорошо зимуют в грунте шпинат и петрушка, причём из-под снега весной они выходят с сохранившимися зелёными листьями и, таким образом, дают первую весеннюю свежую зелень.

Картофель занимает среднее место по требователь­ности к теплу. Он лучше всего растёт и образует клубни при температуре в 15—17°; при температуре выше 25° клубнеобразование резко уменьшается, а при 30° совсем прекращается. Между тем по отношению к заморозкам картофель столь же чувствителен, как растения первой группы: ботва картофеля гибнет при заморозке в 1—2°.

Клубни картофеля начинают хорошо прорастать при температуре выше 7° тепла. Семена холодостойких ра­стений начинают прорастать при 2—5° тепла, а требова­тельных к теплу — при температуре выше 14° тепла. Скорость прорастания семян и холодостойких, и требова­тельных к теплу растений с повышением температуры до 25—30° увеличивается. Но количество проросших при этом семян у холодостойких растений уменьшается. При более низкой температуре относительно лучше развива­ются корни, нежели надземные органы. Это имеет боль­шое значение с точки зрения способности растений про­тивостоять весенней и летней засухе и обеспечивать буйно развивающуюся с наступлением тепла надземную систему водой и растворёнными в ней необходимыми со­лями.

По отношению к свету самыми требовательными ра­стениями являются фасоль, кукуруза, томаты, перцы, баклажаны и особенно дыни и арбузы. Эти последние с полным правом должны быть названы растениями сол­нечного климата. Вот почему они лучше всего удаются на юге, юго-востоке СССР и, в частности, в республиках Средней Азии.

Созревание луковицы репчатого лука и чеснока в усло­виях средней полосы СССР происходит лучше всего в солнечную, ясную, относительно сухую погоду. Между тем прорастание, рост корней и ботвы, а .также форми­рование лукойицы лучше всего происходят при доста­точной влажности почвы и воздуха, что имеет место при перемежающихся дождях, облачности, а следовательно, ослабленном освещении.

Огурцы — уроженцы влажных тропических стран — лучше всего растут и плодоносят при условии тёплой, солнечной и влажной погоды, когда тёплый воздух, обо- гащённый водяными парами, создаёт часто тяжёлую для человека обстановку теплицы или парника.

Капуста, зеленные культуры, корнеплоды, картофель относятся к условиям освещения в зависимости от усло­вий тепла и влажности. Если температура не подни­мается выше 20° и не сопровождается чрезмерной засу­хой, то рост и развитие этих культур происходят тем лучше, чем лучше условия освещения.

Все европейские сорта холодостойких овощных ра­стений лучше растут и формируют кочаны, корнеплоды, луковицы в условиях длинного весеннего и летнего дня. Когда с наступлением осени дни становятся короче, ско­рость формирования вышеуказанных органов сильно уменьшается. Кроме того, в условиях средней полосы СССР с наступлением осени усиливается облачность и сокращается число часов солнечного сияния. Так, напри­мер, под Москвой в мае, июне, июле солнце светит в среднем около 8 часов в сутки, в августе оно светит 6,5 часа, в сентябре 4,5, а в октябре всего лишь 2,7 часа. В июне, июле в районе Москвы солнце даёт света при­мерно в три раза больше, чем в сентябре, и в шесть раз больше, чем в октябре. Запаздывание весной в сроках посева или посадки корнеплодов, лука, капусты на 10 дней вызовет задержку в созревании на целый месяц и резко снизит урожай.

К влажности почвы и воздуха все овощные растения,

исключением дынь, арбузов и отчасти томатов, фасоли и кукурузы, предъявляют повышенные требования. Дыни и арбузы, происходящие из сухих тропических и субтро­пических стран, хотя и могут в течение длительного пе­риода бороться с недостатком влаги в почве, всё же для успешного роста требуют большого количества почвен­ной влаги. Зато они не только хорошо переносят недо­статок влаги в воздухе, но, наоборот, в сырые, дождливые годы, при избытке влаги в воздухе, дают толстокорые, малосахариетые плоды.

Наибольшие требования к влаге все овощные растения предъявляют в период прорастания семян, особенно та­ких тугорастущих культур, как морковь, петрушка, свёкла, лук, прорастание которых длится от 7 до 17 дней и более. Высокие требования этих культур к влажности почвы, кроме того, объясняются тем, что семена их вы­севаются на глубину в 1—3 сантиметра, а с глубины более 7 сантиметров семена не всходят.

Высокие требования к влажности почвы предъявляют все культуры, разводимые рассадой. При высадке рас­сады в жаркую, сухую погоду обязательна поливка. Лишь при ранней весенней высадке во влажную почву можно обойтись без поливки.

Очень требовательны к почвенной влажности все зе­ленные культуры: салат, шпинат, укроп, редис, а также рассада. При выращивании рассады в ящиках и горшках нередко приходится поливать два и даже три раза в сутки.

Овощные культуры очень требовательны к пищевому режиму. Наибольшие требования предъявляют рассада, зеленные культуры, так как они растут очень сгущённо. Культуры, отличающиеся быстрым ростом, более требо­вательны, нежели медленно растущие. Так, быстро ра­стущие салат, шпинат более требовательны, нежели медленно растущие корнеплоды. Требовательные к теплу растения предъявляют также повышенные требо­вания к запасам пищи, так как они, с одной стороны, отличаются быстрым ростом, а с другой стороны, они пи­таются лишь при благоприятных условиях тепла. При па­дении температуры до 10° и ниже питание корнями оста­навливается, а так как в средней полосе СССР такие па­дения температуры нередки, то питание требовательных к теплу овощных растений происходит урывками. Вот чем объясняется их повышенная требовательность к пище. Нельзя, наконец, не указать на особенности корне­вой системы растений. Так, например, корневая система репчатого лука очень слабо развита. Необходимые для лука питательные вещества он может получать лишь из почвы, богатой удобоусвояемыми запасами пищи. Томат потребляет относительно не так много фосфора, но корни томата обладают слабой способностью поглощать их из почвы. Поэтому томаты особенно хорошо отзываются на фосфорнокислые удобрения.

Кроме различного отношения растений к условиям роста и развития, необходимо считаться с тем, что одни растения растут и развиваются очень быстро: редис, шпинат, салат, лук репчатый из севка, горох, огурцы; другие, наоборот, очень медленно: петрушка, морковь, свёкла, лук репчатый из семян. Одни растения достигают технической спелости через короткое время: 25—40 дней — разная зелень; другие через 90—120 дней— корнеплоды, лук репчатый, огурцы; наконец, третьи тре­буют длительного периода: 150 дней и более — томаты, баклажаны, поздняя капуста, тыква.

Размеры овощных растений также весьма неодина­ковы. Требования их к площади питания колеблются от. 10 квадратных сантиметров (лук-севок) до 30 000 ква­дратных сантиметров (тыква).

Овощные растения происходят из стран, которые по своим климатическим условиям сильно отличаются от многих областей Советского Союза и, в частности, его средней полосы. Известно, что чем больше эта разница, тем сильнее овощные растения поражаются болезнями и вредителями.

При описании отдельных культур мы скажем более подробно о наиболее опасных болезнях и вредителях, о мерах предупреждения и борьбы с ними. Здесь же отме­тим лишь, что чем лучше подготовлена почва, чем тща­тельнее уход, равномернее поливка и чем настойчивее ведётся борьба с сорняками, тем выше стойкость расте­ний против вредителей и болезней.

После ознакомления с требованиями овощных расте­ний к условиям роста, с характером и темпами их роста и развития, с требованиями к площади питания, перед тем, как перейти к описанию общих приёмов агротехники, мы скажем о подборе сортов, качестве семян и растений. ./Подобно тому, как разные породы коров отличаются .своей продуктивностью (одни дают 1 000 литров, другие 5 000—8000 литров и более), а в пределах одной и той же породы имеются экземпляры с большей или меньшей продуктивностью, среди овощных растений имеются сорта более и менее урожайные. Мало этого, у одного и 'того же сорта могут быть растения с разной урожай­ностью.

Так, на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке были поставлены опыты по выращиванию капусты Но­мер первый из рядовых семян и из семян, отобранных по крупности. Крупные семена дали урожай на 50% выше, чем рядовые. Аналогичные результаты были получены кафедрой овощеводства Тимирязевской сельскохозяй­ственной академии с редисом, огурцами, морковью, реп­чатым луком.

Исключительное влияние на величину и качество уро­жая имеют сила всходов и качество рассады. Если из всходов моркови, свёклы и других растений оставлять слабые, а сильные брать на пучковую продукцию, то уро­жай резко снижается.

Сильная, крепкая, коренастая горшечная рассада, по­лученная на хорошей, систематически удобряемой смеси земли, при правилйном тепловом, световом и водном ре­жиме даёт урожай на 10—20 дней раньше и на 50% больше, чем слабая рассада.

Кроме подбора сортов, качества семян и рассады, весь­ма важное значение имеет, чтобы не было остановки в росте и развитии. Любую культуру можно заставить дать очень высокий и высококачественный урожай. Для этого необходимо тщательно обрабатывать и хорошо удобрять почву, вести борьбу за влагу, в частности, бо­роться с коркой, сорняками, вредителями и болезнями, применять подкормки, поливку, подвязку и прищипку, проводить окучивание растений и, наконец, применять меры защиты урожая от порчи на' корню и после уборки.